Welcome to the Moonsorrow Interviews Compilation!
Here you will find more than one hundred Moonsorrow interviews, many of which have already disappeared from where they were originally posted. Check the Index and Contact pages above and the notes in the left column for more info.

Tuesday, October 13, 2015

Metalscript.net / August 2014



This interview was posted in August 2014; there's no better indicator for its date. This is supposed to be the first half, however I couldn't find the second one.

SOURCE





Митя Харвилахти (Moonsorrow): «Людям стоит внимательнее относиться к истории». Интервью


Metalscript.Net публикует эксклюзивное интервью с гитаристом-вокалистом известной финской viking metal-команды Moonsorrow Митей Харвилахти (Mitja Harvilahti), которое наши корреспонденты взяли на родине группы в Хельсинки. Знакомьтесь с первой частью этой интересной беседы.  - Влияет ли на твое творчество тот факт, что ты являешься гражданином Финляндии и чтишь ее историю?  - Всё это началось в дольно раннем возрасте, когда нам было около двадцати. Тогда мы обнаружили, что писать музыку о наследии своей страны очень интересно. Кроме того, мы поняли, что по-своему интересна культура каждой страны, все традиции, верования. Так у нас появились новые идеи для творчества. Я имею в виду, что, безусловно, мы слушали black metal и многие другие жанры, которые основываются на какой-то своей философии  или идее. Нет ничего удивительно в нашей симпатии к языческому мировоззрению, ведь в нем так много интересных аспектов, в том числе исторический. Всяческие легенды, верования - всё это стало для нас идеальным источником вдохновения.   - То, что вы исполняете музыку, которая базируется на финской народной традиции - это ваша принципиальная позиция гражданина или вам просто интересно?  - Конечно, это чрезвычайно важно. Многие люди ничего не знают о прошлом, о той культуре, которая процветала в их стране до  вытеснения её христианством. И всё же в той же России, где мы сейчас находимся,  и в других странах, где доминирует христианство или какая-то другая религия, старые верования существуют по-прежнему, однако в скрытом виде. Многие традиции, которые мы знаем, появились более 2000 лет назад, а мы до сих пор считаем их христианскими. Например, Рождество. Некогда его праздновали как что-то еще, а потом появились христиане, которым пришлось заменили старые традиции новыми. То есть для христиан лучшим выходом из положения было приурочить свои новые праздники к старым. Очень важно признать это. Людям стоит относиться к истории внимательнее.  - Многие финские музыканты начинают играть очень рано, еще в школе. Поэтому когда им исполняется уже 18-19 - они записывают альбомы хорошего качества, которые находят слушателя. Как это было у вас?  - Мне кажется, что родители каждого из нас относились к нашему творчеству с одобрением. Я и другие парни присоединились к группе, когда нам было по 19, Henri и Ville основали команду всего в 15… Кроме того,  родители многих из нас тоже музыканты. Например, мой отец, отец  Henri… Все мы с раннего детства, лет четырех-шести, учились в музыкальной школе. Поэтому у нас никогда и мысли не было, что наши родители не одобрят нашу игру. У нас очень прогрессивные родители. Поэтому запретов типа ты не можешь слушать то или это, это плохо и т. д. никогда не возникало.      - В Хельсинки в музыкальном магазине мы встретили мальчика лет девяти, который выбирал себе электрогитару вместе с папой. У нас такое встретишь не часто. Расскажи о вашем музыкальном образовании, у вас же в школах уже активно учат играть и рок-музыку?  - Музыкальное образование для детей у нас на очень высоком уровне. И обучение строится не только на классической музыке, но теперь уже все больше и на рок-музыке. Поэтому найти школу, где тебя научат классно играть на гитаре, не составит особого труда.  Меня не учили игре на электрогитаре, и много лет мне приходилось играть на классической, что мне не доставляло особого удовольствия.   - А вашим прогрессивным родителям нравилось-нравится то, что вы делаете?  - Не думаю, что им нравилось все, но отдельные моменты уж точно. Я думаю, что они гордятся тем, что я потратил все эти годы учебы игре на гитаре не впустую. То есть они отдали меня в колу, и это действительно мне пригодилось. Ведь с очень раннего возраста, лет 3-4-х, меня уже привлекали гитары и игра на них. Да, это как раз по мне!   - Во время прогулок по Хельсинки мы почти не встретили афиш, но я знаю, что концертная жизнь Финляндии очень насыщенная. В Беларуси она также становится очень активной и музыканты даже начинают жаловаться, что слушателей попросту нет, потому что все играют сами.  - Вокруг много метал-баров. У нас запрещено вешать плакаты на здания, но метал-концертов всегда проходит много. Все клубы работают. Например, даже в  четверг может быть четыре концерта. И конечно, бывают случаи, когда на все не хватает посетителей. Но в целом метал у нас очень популярен, он примерно на том же уровне, что и поп, и поп-рок. Если вы посмотрите на рейтинг топ-40 или даже топ-10, там всегда будут по крайней мере 3 метал-команды. У нас действительно много металхедов, это не просто стереотип.   - А репетеционные точки? Студии?  - Студии постоянно закрываются, потому что теперь люди имеют возможность записываться дома. Поэтому сложилась довольно сложная ситуация. Репетиционные точки найти непросто, и они стоят дорого. Сложно сказать, помогает ли группам государство. У нас есть дома для молодежи, где есть репетиционные точки, то есть молодым есть с чего начинать. Но ситуация могла бы быть лучше, ведь найти места для репетиций все же чрезвычайно трудно.  Например, в течение нескольких лет мы делили репетиционную с Turisas, и это обходилось в 600 евро в месяц. Не особо дешево. Я думаю, что цена зависит и от города. Наверно, за пределами Хельсинки цены пониже.  - А расскажи немного о финской природе, которая вас вдохновляет?  - Природа всегда была для меня священна. Если бы у меня была религия, то это бы и была природа. Я ухожу в леса и погружаюсь в раздумья. У нас много красивых мест, особенно на востоке и на севере, которые сохранились в их первозданном виде. Многие люди отправляются в походы по лесам. Если бы у меня был свой дом где-то, я бы хотел, чтобы он был окружен девственным лесом, а не какими-нибудь подстриженными деревьями. У моих родителей есть летний домик, который располгагается в национальном парке. Это своего рода святое место для меня.  - Вы записывались в лесу для создания атморсферы? Это был какой особенный языческий лес?  - Да, мы записывали вокал для последнего альбома в хижине. Нет, это не было какое-то особое место. Просто оно нам подходило. К тому же там было довольно красиво. Не было такого, что мы идем в какое-то специальное место. Эта хижина принадлежит нашему другу.  До нас там записывалось еще несколько команд, поэтому мы знали, что с звуком все будет в порядке. Записываться там было здорово, вдали от городской суеты и всего прочего.   - А как это вообще технически осуществить?  - Я думаю, если место имеет хорошую акустику, если у тебя есть необходимое оборудование, тогда да, многие вещи можно записать, особенно гитары. Вам понадобится своего рода будка, хорошие микрофоны, звуковая изоляция. Всего этого будет достаточно, чтобы записать музыку в каком-нибудь летнем домике, и вам не придется платить 500-700 евро в день. Это хорошее решение для записи гитары или других электроинструментов.         - Вы сделали ваши композиции более короткими по сравнению с 30-минутными треками. Почему?  - Мы не хотели, записывать альбом всего с двумя песнями. Не думаю, что эти песни по 15 минут подходят для радио, но все же этот вариант лучше, чем  получасовые композиции. Тем не менее, они не появятся в радиоэфире, и в этом нет ничего удивительного. Мы всегда обещаем друг другу, что в этот раз мы попытаемся сделать наши песни покороче.  Мы всегда так говорим, даже записав альбом из всего лишь двух песен. И я думаю, что 15-минутный формат – это как раз то, что нам подходит и на что мы будем ориентироваться и в будущем. И только если мы придем к чему-то совершенно новому, к новым песням, стилю,  тогда что-то может измениться и они могут стать короче. Других причин  я не вижу.   - А как происходит процесс создания композиции?  - Появляется какой-то рифф, начало первой части песни. Ты должен понимать, куда ты хочешь направиться. Так ты начинаешь конструировать песню. Так происходит с любой историей, драмой, чем угодно, ведь должна быть некая структура.  Если песня длится полчаса, то у нее тем более должна быть какая-то композиция. Этот процесс занимает много времени. Ты как бы все время должен быть на шаг впереди и понимать, как ты хочешь развить песню. И если в каких-то местах ты хочешь использовать гитарные риффы, тебе нужно заполнить промежутки и сделать так, чтобы все это звучало.   Мы много импровизируем. Обычно это происходит в домашней студии, но никогда во время выступления, потому что тогда для исполнения каждой песни потребовалось бы года два. И когда у нас готовы материалы, мы смотрим, как их лучше сочетать. Иногда на это уходить много времени, а иногда песня готова за пару дней.   - Мелодии вы придумываете сами или черпаете что-то из финского фольклора, например?  - В нашей музыке не так уж много традиционных мотивов. Она, скорее, рождается в голове людей. Конечно, мы могли бы использовать что-то народное в нашем творчестве, но это было бы не то, чего мы хотели. У нас есть одна песня, в основе которой лежит старинная русская мелодия, но вся другая музыка, которую мы исполняем, может принадлежать только нашему же авторству,  за исключением краденых песен. (Смеется.)   - Апокалипсис был одной из главных тем вашего последнего альбома. Когда и где, по-вашему, он наступит?  - Катаклизмы происходят постоянно, человек  уничтожает природу. Разрушается окружающая среда, вымирают виды. Люди уничтожают себя. Я имею в виду, что, когда из-за жадности мы калечим планету, мы уничтожаем и наше будущее. Я не знаю, когда это случится и в каком масштабе, но многие  последствия необратимы. Ведь мы не можем воскресить вымершие виды, вернуть леса, растения... И нам пора признать, что апокалипсис является своего рода символом того, что мы делаем сами с собой и с природой. Мне кажется, есть какие-то способы остановить это, но мы не хотим. Нам по душе жить в роскоши, разрушая все вокруг.Metalscript.Net публикует эксклюзивное интервью с гитаристом-вокалистом известной финской viking metal-команды Moonsorrow Митей Харвилахти (Mitja Harvilahti), которое наши корреспонденты взяли на родине группы в Хельсинки. Знакомьтесь с первой частью этой интересной беседы.
– Влияет ли на твое творчество тот факт, что ты являешься гражданином Финляндии и чтишь ее историю?
– Все это началось в дольно раннем возрасте, когда нам было около двадцати. Тогда мы обнаружили, что писать музыку о наследии своей страны очень интересно. Кроме того, мы поняли, что по-своему интересна культура каждой страны, все традиции, верования. Так у нас появились новые идеи для творчества. Я имею в виду, что, безусловно, мы слушали black metal и многие другие жанры, которые основываются на какой-то своей философии или идее. Нет ничего удивительно в нашей симпатии к языческому мировоззрению, ведь в нем так много интересных аспектов, в том числе исторический. Всяческие легенды, верования – всё это стало для нас идеальным источником вдохновения.
– То, что вы исполняете музыку, которая базируется на финской народной традиции – это ваша принципиальная позиция гражданина или вам просто интересно?
– Конечно, это чрезвычайно важно. Многие люди ничего не знают о прошлом, о той культуре, которая процветала в их стране до вытеснения её христианством. И всё же в той же России, где мы сейчас находимся, и в других странах, где доминирует христианство или какая-то другая религия, старые верования существуют по-прежнему, однако в скрытом виде. Многие традиции, которые мы знаем, появились более 2000 лет назад, а мы до сих пор считаем их христианскими. Например, Рождество. Некогда его праздновали как что-то еще, а потом появились христиане, которым пришлось заменили старые традиции новыми. То есть для христиан лучшим выходом из положения было приурочить свои новые праздники к старым. Очень важно признать это. Людям стоит относиться к истории внимательнее.
– Многие финские музыканты начинают играть очень рано, еще в школе. Поэтому когда им исполняется уже 18-19 – они записывают альбомы хорошего качества, которые находят слушателя. Как это было у вас?
– Мне кажется, что родители каждого из нас относились к нашему творчеству с одобрением. Я и другие парни присоединились к группе, когда нам было по 19, Henri и Ville основали команду всего в 15… Кроме того, родители многих из нас тоже музыканты. Например, мой отец, отец Henri… Все мы с раннего детства, лет четырех-шести, учились в музыкальной школе. Поэтому у нас никогда и мысли не было, что наши родители не одобрят нашу игру. У нас очень прогрессивные родители. Поэтому запретов типа ты не можешь слушать то или это, это плохо и т. д. никогда не возникало.
– В Хельсинки в музыкальном магазине мы встретили мальчика лет девяти, который выбирал себе электрогитару вместе с папой. У нас такое встретишь не часто. Расскажи о вашем музыкальном образовании, у вас же в школах уже активно учат играть и рок-музыку?
– Музыкальное образование для детей у нас на очень высоком уровне. И обучение строится не только на классической музыке, но теперь уже все больше и на рок-музыке. Поэтому найти школу, где тебя научат классно играть на гитаре, не составит особого труда. Меня не учили игре на электрогитаре, и много лет мне приходилось играть на классической, что мне не доставляло особого удовольствия.
– А вашим прогрессивным родителям нравилось-нравится то, что вы делаете?
– Не думаю, что им нравилось все, но отдельные моменты уж точно. Я думаю, что они гордятся тем, что я потратил все эти годы учебы игре на гитаре не впустую. То есть они отдали меня в школу, и это действительно мне пригодилось. Ведь с очень раннего возраста, лет 3-4-х, меня уже привлекали гитары и игра на них. Да, это как раз по мне!
– Во время прогулок по Хельсинки мы почти не встретили афиш, но я знаю, что концертная жизнь Финляндии очень насыщенная. В Беларуси она также становится очень активной и музыканты даже начинают жаловаться, что слушателей попросту нет, потому что все играют сами.
– Вокруг много метал-баров. У нас запрещено вешать плакаты на здания, но метал-концертов всегда проходит много. Все клубы работают. Например, даже в четверг может быть четыре концерта. И конечно, бывают случаи, когда на все не хватает посетителей. Но в целом метал у нас очень популярен, он примерно на том же уровне, что и поп, и поп-рок. Если вы посмотрите на рейтинг топ-40 или даже топ-10, там всегда будут по крайней мере 3 метал-команды. У нас действительно много металхедов, это не просто стереотип.
– А репетеционные точки? Студии?
– Студии постоянно закрываются, потому что теперь люди имеют возможность записываться дома. Поэтому сложилась довольно сложная ситуация. Репетиционные точки найти непросто, и они стоят дорого. Сложно сказать, помогает ли группам государство. У нас есть дома для молодежи, где есть репетиционные точки, то есть молодым есть с чего начинать. Но ситуация могла бы быть лучше, ведь найти места для репетиций все же чрезвычайно трудно.
Например, в течение нескольких лет мы делили репетиционную с Turisas, и это обходилось в 600 евро в месяц. Не особо дешево. Я думаю, что цена зависит и от города. Наверно, за пределами Хельсинки цены пониже.
– Расскажи немного о финской природе, которая вас вдохновляет?
– Природа всегда была для меня священна. Если бы у меня была религия, то это бы и была природа. Я ухожу в леса и погружаюсь в раздумья. У нас много красивых мест, особенно на востоке и на севере, которые сохранились в их первозданном виде. Многие люди отправляются в походы по лесам. Если бы у меня был свой дом где-то, я бы хотел, чтобы он был окружен девственным лесом, а не какими-нибудь подстриженными деревьями. У моих родителей есть летний домик, который располгагается в национальном парке. Это своего рода святое место для меня.
– Вы записывались в лесу для создания атморсферы? Это был какой особенный языческий лес?
– Да, мы записывали вокал для последнего альбома в хижине. Нет, это не было какое-то особое место. Просто оно нам подходило. К тому же там было довольно красиво. Не было такого, что мы идем в какое-то специальное место. Эта хижина принадлежит нашему другу. До нас там записывалось еще несколько команд, поэтому мы знали, что с звуком все будет в порядке. Записываться там было здорово, вдали от городской суеты и всего прочего.
– А как это технически осуществить?
– Я думаю, если место имеет хорошую акустику, если у тебя есть необходимое оборудование, тогда да, многие вещи можно записать, особенно гитары. Вам понадобится своего рода будка, хорошие микрофоны, звуковая изоляция. Всего этого будет достаточно, чтобы записать музыку в каком-нибудь летнем домике, и вам не придется платить 500-700 евро в день. Это хорошее решение для записи гитары или других электроинструментов.
– Вы сделали ваши композиции более короткими по сравнению с 30-минутными треками. Почему?
– Мы не хотели записывать альбом всего с двумя песнями. Не думаю, что эти песни по 15 минут подходят для радио, но все же этот вариант лучше, чем получасовые композиции. Тем не менее, они не появятся в радиоэфире, и в этом нет ничего удивительного. Мы всегда обещаем друг другу, что в этот раз мы попытаемся сделать наши песни покороче.
Мы всегда так говорим, даже записав альбом из всего лишь двух песен. И я думаю, что 15-минутный формат – это как раз то, что нам подходит и на что мы будем ориентироваться и в будущем. И только если мы придем к чему-то совершенно новому, к новым песням, стилю, тогда что-то может измениться и они могут стать короче. Других причин я не вижу.
– Как создаются композиции?
– Появляется какой-то рифф, начало первой части песни. Ты должен понимать, куда ты хочешь направиться. Так ты начинаешь конструировать песню. Так происходит с любой историей, драмой, чем угодно, ведь должна быть некая структура.
Если песня длится полчаса, то у нее тем более должна быть какая-то композиция. Этот процесс занимает много времени. Ты как бы все время должен быть на шаг впереди и понимать, как ты хочешь развить песню. И если в каких-то местах ты хочешь использовать гитарные риффы, тебе нужно заполнить промежутки и сделать так, чтобы все это звучало.
Мы много импровизируем. Обычно это происходит в домашней студии, но никогда во время выступления, потому что тогда для исполнения каждой песни потребовалось бы года два. И когда у нас готовы материалы, мы смотрим, как их лучше сочетать. Иногда на это уходить много времени, а иногда песня готова за пару дней.
– Мелодии вы придумываете сами или черпаете что-то из финского фольклора, например?
– В нашей музыке не так уж много традиционных мотивов. Она, скорее, рождается в голове людей. Конечно, мы могли бы использовать что-то народное в нашем творчестве, но это было бы не то, чего мы хотели. У нас есть одна песня, в основе которой лежит старинная русская мелодия, но вся другая музыка, которую мы исполняем, может принадлежать только нашему же авторству, за исключением краденых песен. (Смеется.)
– Апокалипсис был одной из главных тем вашего последнего альбома. Когда и где, по-вашему, он наступит?
– Катаклизмы происходят постоянно, человек уничтожает природу. Разрушается окружающая среда, вымирают виды. Люди уничтожают себя. Я имею в виду, что, когда из-за жадности мы калечим планету, мы уничтожаем и наше будущее. Я не знаю, когда это случится и в каком масштабе, но многие последствия необратимы. Ведь мы не можем воскресить вымершие виды, вернуть леса, растения… И нам пора признать, что апокалипсис является своего рода символом того, что мы делаем сами с собой и с природой. Мне кажется, есть какие-то способы остановить это, но мы не хотим. Нам по душе жить в роскоши, разрушая все вокруг.

Продолжение следует.

(It was never continued.)

No comments:

Post a Comment